Философия Эшера


Можно ли совместить живопись, философию и математику? Ответ, казалось бы, очевиден. Что общего может быть у этих совершенно разных, на первый взгляд областей? Однако, общее всё-так есть — это творческое начало, присутствующее во всех этих областях. Неискушённому человеку может показаться странным, что в философии, а, тем более, математике можно найти творческое начало. Однако как ни странно, сами математики имеют совсем другое мнение на этот счёт. Вот, например, как отзывалась о математике известная женщина-математик Софья Ковалевская: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе». Вторит ей и выдающийся немецкий математик Карл Вейрштрасс: «Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком». А вот, что сказал о математике сам король поэзии Пушкин: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». О том, что философия присутствует практически во всех произведениях искусства, думаю, тоже никому не надо доказывать.

Прекрасным примером того, как можно объединить все эти три области в одном, служит замечательный голландский художник и график Мауриц Эшер. Картины Эшера могут показаться кому-то довольно странными или даже нелепыми, но, всматриваясь в них, можно заметить, что за всеми ними стоит какая-то философия. Вот, например, одна из самых простых картин Эшера «3 мира».
Казалось бы, художник просто изобразил осеннее озеро. Но не наводит ли это изображение на мысль о трёх мирах, сосуществующих одновременно в одном месте и не пересекающихся между собой? Разве не бывает так же в жизни, что несколько разных миров могут сосуществовать одновременно в одном месте и не замечать друг друга? Мир богатых и бедных, мир романтики и обыденности, мир любви и эгоизма… Интересно, а какие миры подразумевал Мауриц на своей картине и почему их три? Или, может быть, это просто красивое изображение осеннего озера? Но тогда почему картина называется «3 мира»?


Многие работы Эшера имеют в своей основе чёткую математическую закономерность. Например, на картине «Картинная галерея» все линии искривляются по строгим математическим законам. Сама картина наводит на философские размышления. Оказывается, картинная галерея находится в здании, изображённом на одной из картин этой галереи. Идеи рекурсии присутствуют и в других работах Эшера, например, на картине «Рисующие руки». Каждая рука на ней рисует другую руку, при этом сама являясь рисунком этой другой руки. Не являются ли подобные картины плодами размышлений Эшера об относительности роли творца и творения? Бог создал человека или человек Бога? По мнению верующего, Бог создал человека, по мнению атеиста — человек Бога. Но есть ли хоть один верующий, который ни разу бы не усомнился в своей вере и есть ли хоть один атеист, который ни разу не поверил хотя бы чуть-чуть?


Одним из циклов картин, тоже написанных по строго математическим законам, являются круги. Одной из самых известных таких картин является «Предел – круг 4 (рай и ад)». На картине изображены ангелы и демоны, причём демоны служат, как бы, фоном для ангелов и наоборот. В центре изображены три крупных ангела и три демона, а к периферии количество ангелов и демонов начинает увеличиваться, а сами они — уменьшаться. Кроме достаточно банальной идеи о том, что зло — это, всего лишь, тень добра тут можно уловить и другие мысли. Например, что добро и зло в нашей жизни дробится на множество мелочей, да так, что мы и сами перестаём отличать одно от другого.


У Эшера есть множество парадоксальных картин. На этих картинах изображены невозможные вещи: водопад, который сам себя питает; лестница, по которой можно подниматься или опускаться бесконечно, ходя по кругу; колонны, расположенные невозможным образом… Но и в этих картинах при желании можно найти скрытый смысл. Например, картина «Поднимаясь и опускаясь» наводит на мысли о людях, которые всё своё время тратят на достижение каких-то высот в бизнесе, политике, карьере..., пытаясь заработать как можно больше денег, чтобы потом их как можно скорее потратить, но при этом не замечают, что ходят по кругу и жизнь их не меняется к лучшему, поскольку все свои силы они тратят не на радость и наслаждение самой жизнью, а на то, чтобы подняться ещё выше по этой бесконечной лестнице.

Любовь к геометрии у Эшера проявляется на многих работах в изображении правильных геометрических форм — тетраэдров, додекаэдров, звёздчатых додекаэдров, сфер. Причём, формы эти обычно символизируют красоту, порядок, гармоничность… Об этих картинах можно рассказывать бесконечно. На одном из сайтов, популяризующих математику мне встретилось довольно подробное и глубокое описание картины Эшера «Рептилии». «Вообще, в этой картине заключено множество философских подтекстов...». А сколько ещё философских подтекстов можно найти на других картинах Эшера? Думаю, что каждый, кого заинтересовало творчество этого человека может самостоятельно ознакомиться с ним на множестве сайтов в Интернете, посвящённых этому замечательному художнику. Главное, что меня восхищает в его творчестве — любовь к красоте и гармонии не делает для него границ между искусством, математикой и философией.
  • 14 января 2013, 20:42

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Оставить комментарий

Ваше имя
Ваш e-mail (не публикуется)
HTML не работает...
Введите цифры и буквы: